Напоминаем, что Пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» претерпел редакцию на основании Федерального закона от 27.12.2018 N 553-ФЗ. С 8 января 2019 года он звучит следующим образом:
«Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом».
То есть, Законом N 553-ФЗ установлено, что специальная оценка условий труда не должна проводиться в отношении условий труда работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
Однако, данное разъяснение не решило имеющуюся проблему. В ряде субъектов Российской Федерации трудовые инспекции пытались привлечь религиозные общины к административной ответственности в виде штрафов в размере 80 тыс. руб. за уклонение от проведения СОУТ, в том числе клириков и религиозного персонала.
Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций и уважает их внутренние установления. Поэтому должности священнослужителей и религиозного персонала отсутствуют в едином квалификационном справочнике должностей рабочих и служащих. В свою очередь, разработка и контроль за соблюдением требований к условиям служения клириков либо условиям труда работников религиозных общин, в том числе их религиозного персонала, составляет прерогативу религиозных организаций.
Очевидно, что храмы и алтари не являются «рабочим местом», а представляют собой место молитвы и служения. Стандартизировать условия труда в культовых зданиях, например, требования к их освещенности, невозможно ввиду различия конфессиональных подходов, которые в православных храмах могут быть одни, а в мечетях или синагогах-другие.
Кроме того, большинство храмов построены в дореволюционный период и изменить условия их освещенности проблематично, в том числе ввиду определенных требований к их архитектурному облику и внутреннему убранству, установленных законодательством об охране объектов культурного наследия.
Согласно соответствующему приказу Минтруда России от 24.01.14 № 33-н в ходе СОУТ должны быть выявлены вредные и опасные производственные факторы, такие как наличие радиоактивного излучения, наркотических средств, электромагнитных полей, вредных микроорганизмов. Возникает вопрос о том, насколько оправдан поиск вредных производственных факторов в храмах и прихрамовых зданиях? Могут ли специализированные организации, осуществляющие аттестацию рабочих мест, иметь допуск, к примеру, в алтари для поиска вредных микроорганизмов или для проверки уровня радиоактивного излучения?
Поэтому из-под требований об аттестации выведены не только места служения клириков и религиозного персонала, но также и рабочие места всех работников религиозных организаций, включая уборщиц, сторожей, бухгалтеров, инженеров и т.д.
Таким образом, оценка условий труда в религиозных организациях не может регулироваться государственным законодательством и осуществляться сторонними организациями.
Проверить относится ли ваша организация к религиозным и вам не надо проводить СОУТ можно в данном реестре https://minjust.gov.ru/ru/pages/reestr-nekommercheski..
Специальная оценка условий труда в религиозных организациях
Категории
Это интересно
Собственная лаборатория
Большая приборная база
Широкий перечень веществ
Экология и воздух рабочей зоны
Широкий перечень веществ
Экология и воздух рабочей зоны
Профессионалы своего дела
18 лет на рынке
13 экспертов и специалистов
Весь спектр услуг по охране труда
13 экспертов и специалистов
Весь спектр услуг по охране труда