Ответы на популярные вопросы об оценке профессиональных рисков
- Какой пример выявления и идентификации опасностей?
Представители комиссии по оценке рисков проводили идентификацию опасностей на рабочих местах сотрудников бухгалтерии.
Сначала члены комиссии проверили, какие существуют опасности на пути работников от проходной до кабинета, при входе в кабинет они увидели высокий порог, значит, есть опасность, что работники могут споткнуться и получить травму. Комиссия идентифицировала опасность как «опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам», руководствуясь пунктом 35 Положения, и добавила в перечень опасностей.
Далее члены комиссии изучили, каким оборудованием и приборами бухгалтеры пользуются во время работы и перерывов.
Поскольку работники бухгалтерии используют при работе ПК, принтер и сканер, которые подключены к электросети, поэтому комиссия добавила в перечень «опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт)».
При осмотре кабинета представители комиссии обнаружили, что отсутствуют аптечки, поскольку в пункте 35 Положения есть этот риск: «опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте аптечки первой помощи, инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему на производстве и средств связи», его тоже добавили в перечень.
После того как комиссия провела осмотр рабочих мест бухгалтеров, члены комиссии проверили локальные документы по охране труда и обнаружили, что бухгалтеры не прошли обучение по охране труда, комиссия идентифицировала риск: «опасность, связанная с допуском работников, не прошедших подготовку по охране труда» и добавила в перечень.
Кроме того, в перечень добавили риски: «опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре», «опасность воспламенения», «опасность воздействия открытого пламени», «опасность воздействия повышенной температуры окружающей среды», «опасность воздействия пониженной концентрации кислорода в воздухе», «опасность воздействия огнетушащих веществ», «опасность возникновения взрыва, происшедшего вследствие пожара», «опасность ожога при взрыве», «опасность воздействия ударной волны» и «опасность воздействия осколков частей разрушившихся зданий, сооружений, строений», поскольку пожар может возникнуть в каждой организации.2. Что входит в управление профрисками?
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. (Трудовой Кодекс Российской Федерации, статья 209).
Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:
- какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
- каковы последствия этих событий;
- какова вероятность их возникновения;
- какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.
- 3. Как корректировать риски по итогам проведения оценки?
Заключительный этап оценки рисков – оформление реестра опасностей и проведение корректировки. По результатам оценки рисков составьте их перечень в зависимости от уровня каждого риска.
Для того чтобы уменьшить риски, и, устраните или уменьшите факторы опасности. Для этого проведите мероприятия по снижению уровня риска в указанном порядке:
- исключите опасную или вредную работу, процедуру, процесс, сырье, материалы, оборудование и т. п.; замените опасную или вредную работу, процедуру, процесс, сырье, материалы, оборудование и т. п.;
- Внедрите технические методы ограничения риска воздействия опасностей на работников;
- Внедрите административные методы ограничения риска воздействия опасностей на работников;
- Обеспечьте работников СИЗ.
- Составьте план по управлению и контролю рисков.
Управлению подлежат все оцененные риски вне зависимости от их уровня